Моделизм — это дорого и сложно. За четыре года, что Дима этим занимается, стена в его комнате обросла горой коробок на 300 000 рублей, а в руки плотно въелась краска.
Мелкая, кропотливая работа Диме по душе, иначе, наверное, браться за моделизм вовсе не стоило. В особенно творческие периоды Дима мог прогулять университет и с утра до поздней ночи собирать модели. Спина после таких вдохновленных дней, конечно, здорово болела.
Рабочий процесс всегда проходит дома, за рабочим столом, где под саму сборку отведена небольшая поверхность, всего 10х10 см, а все остальное, включая полки и ящики, заставлено баночками с красками, кисточками и прочим. Дима модели не только собирает, но и красит.
Купить комплекты моделей в Хабаровске — не проблема, но их цена, в сравнении с оригинальной, завышена в 3-4 раза. Огня добавила популярная игра World of Tanks: все стали собирать танки, и появилось много работ низкого уровня. Ведь это очень сложно, и к работе стоит подходить ответственно — одна модель займет три-четыре месяца. Траты на покупке самого комплекта не заканчиваются — скорее всего, понадобятся мелочи, например, латунные детали для большего реализма. Они очень мелкие, кажется невероятным, как их вообще можно сгибать, красить и аккуратно клеить.
Как итог — одна модель может обойтись в 10 000 рублей, и это без всего сопутствующего, типа красок (а качественных в Хабаровске вообще нет), трех видов клея, армии ножей, надфилей и пинцетов. У Димы даже есть медицинский скальпель, который он однажды случайно вонзил себе в палец, перерубив нерв. С тех пор кончик пальца онемел, а Дима научился быть осторожнее.
На этого солдатика ушло 200 часов. Самым сложным было сделать его по-настоящему грязным, будто бы он правда прошел всю Первую Чеченскую кампанию.В мире стендового моделизма очень ценится реализм. Достоверные модели стоят дороже и заслуживают большего уважения. Некоторые моделисты не тратят на это время и занимаются сборкой ради своего удовольствия, Дима же предпочитает «заморачиваться» и вырисовывает на танках полутени, сколы, ржавчину. Ради максимальной исторической точности даже ищет чертежи, фотографии, любые исторические справки, вплоть до того, какого цвета грунт в регионе, где эта техника служила — во Вьетнаме, например, очень характерный красный грунт, а в Чечне, по словам участников кампании 1995 года, земля была черной.
Самые популярные исторические периоды в моделизме — это, конечно, две Мировые войны. Почти все новички перво-наперво берутся за танки Великой Отечественной, и Дима не был исключением. Но в России складывается неприятная для адекватных моделистов ситуация, что эту сферу сильно политизируют, и многие считают, что патриотизм — это собирать всю жизнь только Т-34. По этой же причине не во все комплекты стали вкладывать наклейки с исторически оправданными знаками отличия — например, свастиками и немецкими крестами. Моделизм от этого только теряет свою реалистичность.
Многие подходят к теме очень узко и отказываются делать американские и тем более немецкие модели из каких-то псевдопатриотических соображений. И если все же снисходят до «вражеской техники», то изображают ее поверженной — в огне и обломках. Но моделизм же вообще не про это.
У Димы политических предпочтений нет. Для себя он отдельно выделяет только поздний период Второй мировой и Африканский корпус вермахта. Последний очень интересно раскрашивать — там много ободранной техники, нужно воспроизводить песок и пыль. У американцев Диме нравятся полугусеничные машины Второй мировой и современная бронетехника, а британские машины он не понимает — их техника визуально слишком специфична. Сейчас у Димы в работе машина, участвовавшая в Первой Чеченской войне, а так же советский бензовоз, брошенный в 41-м году под Ленинградом. За историческими подробностями он заходит на разные армейские и исторические форумы. На форуме ветеранов Чеченских кампаний он даже нашел себе клиента — военного в отставке, заказавшего у Димы на память точную модель БПМ, на которой служил.
Зарабатывать моделизмом можно. Компании, производящие комплекты, частные коллекционеры и просто любители готовы заплатить профессиональным моделистам за готовую работу или описание их продукции в тематических блогах. Этим Дима и занимается. Он — администратор и основатель одной из самых больших профильных групп в «Вконтакте» и получает заказы со всего мира — испанская компания присылает ему для работы краску и недавно организовала для него публикацию в тематическом журнале, а украинская компания MiniArt шлет для сборки модели бронетехники.
Когда хобби становится работой, от него меньше удовольствия — через пару недель некоторые модели я доделываю через силу, потому что надо — заказы обязывают. Но с финансовой стороны это выгодно, моделизм дает мне неплохой доход, но он не основной — сейчас есть другая работа. Хотя мои приятели из других городов зарабатывают около 100 000 ежемесячно исключительно моделизмом.
На Дальнем Востоке в этой сфере тухло. Как всегда, во Владивостоке лучше — уровень там пусть и невысокий, но происходит хоть что-то, а наше местное комьюнити состоит буквально из десятка человек, и попытки устроить выставку или встречу проваливались.
Моделизм помог мне развить техническое мышление, понимание механизмов, я увлекся историей, стал читать мемуары бойцов и офицеров со всего мира. Уровень работы с аэрографом вырос в разы, стал больше присматриваться к каким-то незамысловатым мелочам, таким как грязь на автомобиле, или как образуется ржавчина на металле. Еще пришлось научиться фотографировать и обрабатывать эти снимки. Ну и здорово подтянул английский. В общем, одни плюсы.