С начала 1943 года японцы начали уступать американцам в области боевой техники, причем как в количественном, так и в качественном отношении. Это вместе с потерей большого числа опытных пилотов стало причиной того, что превосходство в воздухе стало постепенно переходить к противнику. Исправить положение за счет расширения масштабов произведства и повышения уровня материальной части из-за отсутствия необходимых ресурсов было невозможно, поэтому нее внимание было уделено разработке новых оригинальных тактических приемов. По втором полугодии 1944 года появилась концепция осуществления массированных атак пилотов-самоубийц "специальных атак" Токкотай, которые вскоре стали известными во всем мире под некорректно переведенным американцами японским названием камикадзе, как наиболее эффективного средства борьбы с кораблями военно-морского флота США. Традиционно считается, что автором этой концепции является вице-адмирал Такихиро Ониси, однако он лишь первым приступил к ее реализации. Ониси сформировал из добровольцев в составе 201-го кокутай специальную группу члены которой, используя вооруженные 250-кг бомбой истребители Мицубиси А6М, начали осуществлять поставленные перед ними задачи.
Первоначально действия камикадзе рассматривались как исключительная мера, но вскоре они стали повсеместной практикой. Использовать для "Специальных атак" обычные машины было стишком расточительно, поэтому встал вопрос о создании "одноразового" самолета, с одной стороны, способного преодолеть, мощную систему противовоздушной обороны противника, с другой - дешевого в производстве и легкого в управлении. Последнее обстоятельство также было немаловажным, поскольку тратить время на длительную подготовку пилотов-камикадзе возможности не было. Высказывались разные предложения относительно того каким должен быть такой самолет. Самое интересное поступило от Мицуо Ота - пилота транспортного самолета из 105-го кокутай, который рекомендовал использовать для атак камикадзе машину с ракетными двигателями которая в район операции должна была доставляться специально оборудованными двухмоторными бомбардировщиками G4М. Идея получила положительную оценку, а проект был обозначен кодом "Мару-дай". С помощью специалистов из авиационного института Императорского токийского университета Ота создал на базе своего предложения проект самолета, который в августе 1944 года после одобрения Кайгун Коку Хомбу был передан для дальнейшей реализации 1-му авиационному арсеналу флота в Йокосуке. Там работы над самолетом, получившим обозначение MXY7 "Ока" (櫻花; Shinjitai - Ōka ) - (Цветок вишни), возглавили Macao Ямана, Таданао Мицуги и Рокуро Хаттори.
Новая машина предназначалась в основном для защиты Японских островов от возможного вторжении противника. Предполагалось, что в район местонахождения вражеских кораблей она будет доставляться самолетом-носителем, а после отсоединения от него пилот самостоятельно направит свой самолет на цель. Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать ракетный двигатель из жидком топливе, который обеспечил бы большую дальность полета и позволил самолету-носителю не входить в зону действия средств ПВО противника. Но поскольку японцы к тому времени не располагали отечественным двигателем такого типа, а изготовление двухэлементного топлива для силовой установки разработанной немецкими специалистами, представляло собой очень сложный технологический процесс, было принято решение использовать сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных ускорителей Тип 4-1 Модель 20, которые обеспечивали в течение 8-10 секунд суммарную тягу 800 кг. Это решение существенно ограничило оперативную дальность MXY7 и стало основной причиной того, что успехи, достигнутые при применении самолетов этого типа, оказались более чем скромными, Конструкция "Ока" была предельно упрощена с тем, чтобы обеспечить возможность выпуска самолетов на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами.
В ней широко использовались нестратегические материалы, в первую очередь дерево, а содержание дефицитных легких металлов было сведено к минимуму. Ограниченным был и состав приборного оборудования. Создание десяти опытных самолетов заняло несколько недель, и уже к сентябрю 1944 года они были готовы. Первый безмоторный полет состоялся 23 октября, а еще через месяц начались испытания в режиме с работающими двигателями. Они прошли успешно MXY7 "Ока" развил на высоте 3500 м максимальную скорость в 648 км/ч, а с выключенными двигателями в пикировании - 462 км/ч. Хотя данные о динамических характеристиках снаряда сильно разнятся. Подчас называлась скорость пикирования до 900 км/ч. Очевидно, что союзники, захватившие после войны большое количество самолетов-снарядов "Ока", по вполне понятным причинам его не испытывали, а большая часть документации по машине в конце войны была уничтожена.
Военные возлагали на новое оружие большие надежды, поэтому распоряжение о запуске MXY7 в серию было отдано еще задолго до завершения испытаний. Самолет получил официальное обозначение "Специальный штурмовой самолет флота "Ока" Модель II".
Несмотря на то, что производство самолетов "Ока" продолжалось недолго - с сентября 1944 по август 1945 года, японцы успели построить 854 экземпляра. Это стало возможным благодаря исключительной простоте конструкции, позволившей задействовать не очень загруженные военными заказами предприятия с неквалифицированными кадрами. Одновременно с выпуском самолетов специалисты работали над их совершенствованием, что привело к созданию ряда серийных модификаций и опытных образцов.
"Ока" Модель 11 - первая и самая массовая модификация, производившаяся на 1-м авиационном арсенале флота в Йокосуке (построено 155 экземпляров) и на 11-м арсенале в Касумнгаура (600 машин). Масса снаряженной тротилом головной части составляла 1200 кг. В качестве носителей самолетов этого варианта использовались бомбардировщики G4M2e Модель 24J.
1-го октября 1944 года, на базе 721 Kokutai было создано первое оперативное подразделения по использованию самолетов-снарядов "Ohka". Командиром 721 Ku был тайса (капитан 2 ранга) Motoharu Оkamura, ветеран, летчик-истребитель и горячий сторонник тактики taiatari (таранных ударов). Сёса (капитан-лейтенант) Gоro Nonaka, бывший командир 752 Ku, ветеран бесчисленных ночных торпедных атак в центральной части Тихого океана, стал hikotaicho (должность командира Хикотай - морского авиаподразделения двухэскадрильного состава) нового подразделения, а 15 ноября 1944 года 1-й Hikotai 721 Ku стал реорганизован в независимое подразделение - K711 под командованием Gоro Nonaka. 20 декабря K708 под командованием сёса (капитан-лейтенанта) Jiro Adachi был переведен из состава 762 Ku в качестве 2-го hikotai в составе 721 Ku. В соответствии со спецификой носителей "Ohka", подразделение получило собственное имя "Jinrai" (Божественный Гром).
21 марта K711 "Jinrai" во главе с сёса (капитан-лейтенантом) Nonaka удается запустить 18 самолетов, из них 15 "Betty" c "Ohka" на борту. Императорский флот был уверен, что предшествующие атаки базовой авиации с Кюсю в течение трех дней сильно ослабили ударную американскую группу ТF 58, и группа бомбардировщиков c "Ohka" на борту сумеют беспрепятственно подойти к американским авианосцам, но это было глубокое заблуждение.
Хотя 30 "Зеро" призваны были сопровождать бомбардировщики, они были не в состоянии отбить атаку американских перехватчиков. Через 20 минут все 18 "Betty" были сбиты "Хэллкетами" F6F из VF-17 и VBF-17 с авианосца USS "Hornet", и ни один "Ohka" не сумел отделиться от носителя. Эти потери привели к тому, что K711 был расформирован 5 мая, а функции оперативного hikotai взял на себя K708. Это подразделение впоследствии провело ряд более мелких "Jinrai" миссий, прежде всего в ночное время, и просуществовало до конца войны.
Так или иначе к сражению за Филиппины самолеты-снаряды "Ohka" не поспели.
Битва за Окинаву была ознаменована массированным применением самолетов специальных атак √ токкотай, известной, как операция "Kikusui" ("Плывущая хризантема").
Миссии "Jinrai" силами K708 были возобновлены 12 апреля. Восемь "Rikko" с MXY7 "Ohka" вылетели рано утром в составе крупного соединения самолетов Специальных Атак разных типов. Носителям удалось запустить шесть "Ohka". На этот раз атака была удачной. Жертвой "Ohka" стал эсминец DD-733 "Mannert L. Abele".
Примерно в 14:43, в правый борт эсминца под углом примерно в 30 градусов врезался маленький самолетик, проник через борт в машинное отделение и там взорвался. Так описали первый успех "Ohka" очевидцы. "Mannert L. Abele" сразу же потерял ход, полностью вышло из строя энергоснабжение корабля. Поскольку сила взрыва была направлена вниз, киль эсминца оказался надломлен позади дымовой трубы No. 2. Полностью вышла из строя система управления огнем.
Примерно в 14:46, "Mannert L. Abele" поразил второй "Ohka". Удар пришелся тоже в правый борт, чуть выше ватерлинии. Почти сразу же корабль разломился пополам и затонул в течение 10 минут. Вместе с кораблем погибли 73 члена экипажа.
Оказывавший помощь тонущим другой эсминец "Jeffers" (DD-621), также подвергся атаке летающей бомбы, однако зенитчикам эсминца удалось сбить "Ohka" всего в каких-то 40 √ 50 метрах от корабля.
16.04.45. попытка шести Rikko атаковать флот США летающими бомбами также закончился уничтожением всей группы. В мае K708 перешел к ночным попыткам прорваться к цели. 4-го мая семь "Betty" с "Ohka" удалось атаковать американские корабли. Один из "Ohka" поразил эсминец-минзаг USS "Shea" MMD-30. Тогда, утром, в 08.54. наблюдателями с эсминца был замечен одиночный бомбардировщик "Betty" на дистанции около 6 миль. Зенитчики корабля немедленно открыли огонь и сбили противника, но бомбардировщик успел выпустить самолет-снаряд "Ohka", который мгновенно спикировал на корабль и врезался в правый борт в районе мостика, прошел корабль насквозь через помещение гидролокатора, штурманскую рубку и взорвался с левого борта над поверхностью воды. На корабле вспыхнул пожар, была потеряна связь, вышло из строя управление 5- дюймовыми артиллерийскими установками No. 1 и 2, гидролокатор и уничтожена 20-мм зенитка левого борта. Погибло 26 матросов и один офицер. 91 человек получили ранения различной степени тяжести.
Еще один "Ohka" атаковал корвет "Gayety" (AM-239), однако японский пилот промахнулся и врезался в воду в нескольких метрах от корабля. Из семи носителей лишь один вернулся на базу.
11.05.45 еще четыре "Betty" с "Ohka" предприняли попытку атаковать американский флот. На этот раз жертвой стал эсминец радиолокационного дозора "Hugh W. Hadley" (DD-774).
В 09.20, он был атакован 10 японскими самолетами одновременно. Зенитчики уничтожили все 10. Однако двум смертникам удалось поразить эсминец. Пока аварийная партия занималась тушением пожара, на корабль спикировала "Ohka", попав в корму корабля. Взрыв был очень мощным, за ним последовал сильный пожар и большая часть команды оставила корабль, 52 человека экипажа погибли, около 100 получили ранения. Однако корабль удалось удержать на плаву, хотя он до конца так больше и не восстанавливался.
В целом эффективность применения самолетов снарядов "Ohka" была крайне низкой. В десяти известных боевых эпизодах с участием этой машины урон, нанесенный противнику был минимален. Вероятно в связи с этим американцы присвоили MXY-7 Ohka свое кодовое название "Baka", что по-японски означает "Дурак".
После капитуляции американцы и англичане захватили на Японских островах несколько сотен боеготовых самолетов-снарядов "Ohka". Вероятно японцы берегли их в качестве резерва для противодействия вторжению союзников на острова. Почти все они были впоследствии уничтожены. До настоящего времени в различных музеях мира сохранилось около десятка экземпляров этой необычной конструкции. Уже в наше время, в конце 90-х в Японии в одной из пещер под завалом была обнаружена стартовая площадка и несколько относительно хорошо сохранившехся ракет "Ока".
ЛТХ:
Модификация Model 11 Model 43В
Размах крыла, м 5.12 9.00
Длина, м 6.06 8.16
Высота, м 1.16 1.15
Площадь крыла, м2 6.00 13.00
Масса, кг
пустого самолета 440 1150
нормальная взлетная 2140 2270
Тип двигателя 3 РУ тип 4 маpка 1 модель 20 1 ТРД Nе-20
Тяга, кгс 3 х 800 1 х 475
Максимальная скорость , км/ч 650 550
Скорость пикирования , км/ч 800 800
Практическая дальность, км 40 280
Экипаж, чел 1 1
Вооружение: Боевая часть весом 1200кг Боевая часть весом 800кг
Хасегавская модель этой управляемой бомбы была выпущена еще в 70-х годах прошлого века и никогда не выпускалась отдельным китом, а только в комплекте с G4M (старой тех же 70-х годов и новой конца 90-х). Выкладываю я ее для сравнения с новой моделью, выпущенной трудолюбивыми чехами.
В состав модели входит один литник и фонарь. Отдельной инструкции и декали не существует, но я приложил фрагмент инструкции от новой Бетти.
Модель, как видите, из серии "два прихлопа, три притопа". Более-менее сделан экстерьер. Внутреннее устройство не отражено никак, кроме в общих чертах сделанном сиденье пилота. Ну, и в качестве бонуса, прилагается шикарная табличка с названием модели на двух языках.
Новая модель Brengun представлет собой отдельную, полную модель, упакованную в картонную коробку с боковой загрузкой. На лицевой стороне присутствует красивая картинка, на тыльной - инструкция по окраске.
В комплект модели входит один литник серого пластика, один прозрачный литник, несколько смоляных деталей, инструкция и декаль.
Как всегда, присутствуют масса дефектов повехности, утяжины и облой. Деталировка несомненно лучше, чем у старой модели, правда, все это не будет видно, так как большинство деталей - интерьер. Большим недостатком является отсутствие ФТД, видимо производитель будет продавать мелочевку отдельно, ну или можно воспользоваться ФТД от Эдуарда. Инструкция на листе А4, черно-белая, подробная и понятная. Декаль подробная и качественная.
Фото готовой модели: