Два "Мустанга" I из самой первой серии доставили на базу Райт-филд. Эти машины, обозначенные ХР-51, были покрашены по-американски, то есть не окрашены вовсе, сохраняя естественный цвет полированного металла. Только узкая полоса перед козырьком кабины покрывалась черной матовой эмалью против бликов. На крыльях появились белые звезды, вписанные в синий круг; в то время в центре звезды еще имелся небольшой красный кружок. Руль направления украшали чередующиеся белые и красные полосы. Уже на Райт-филде на фюзеляже нарисовали эмблему базы - наконечник стрелы, внутри которого имелась надпись "WRIGHT".
Позже обе машины получили маскировочную окраску. На одной она была стандартной для военного времени - оливково-зеленый верх и бока при светло-сером низе, на другой опробовали экспериментальный камуфляж из белых и черных треугольников, который должен был исказить очертания самолета.
После нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 г. американское правительство начало реквизировать часть иностранных заказов на вооружение, выполнявшихся заводами США. Это коснулось и "Мустангов". Примерно треть всех "Мустангов" IA, 55 машин, перешли к ВВС американской армии. Впрочем, как уже говорилось, юридически они им и принадлежали. В США самолету сначала присвоили имя "Апач", но постепенно приноровились к английскому обозначению и к концу 1942 г. оно окончательно утвердилось. Так "Мустанг" навсегда стал "Мустангом".
16 апреля 1942 г. фирма "Норт Америкен" получила наконец-то заказ ВВС армии США. Он предусматривал поставку 500 машин под обозначением Р-51, но не в качестве истребителей, разведчиков или штурмовиков, а как пикирующие бомбардировщики. В связи с таким специфическим назначением маркировку машины 21 сентября изменили на А-36А; пикировщик получил и собственное имя - "Инвейдер".
Пикирующий бомбардировщик предназначался для поражения малоразмерных и движущихся целей у линии фронта с высокой точностью. Подобные самолеты в США строились ранее только для морской авиации, но опыт войны показал, что и на суше они тоже могут принести большую пользу.
Самолеты этой модификации отличались более мощными двигателями V-1710-87 в 1325 л.с. Радиатор не имел совка-дефлектора на входе. Конструкторы сочли, что для регулирования потока воздуха створки на выходе вполне достаточно. Вооружение А-36А складывалось из шести 12,7-мм пулеметов: четыре размещались в крыле, два - в фюзеляже. Позже на фронте синхронные пулеметы для облегчения машины иногда снимали; огневая мощь и при этом оставалась значительной. Под крылом смонтировали пилоны-бомбодержатели, рассчитанные на бомбы калибром до 500 фунтов (227 кг). Таким образом, суммарная бомбовая нагрузка А-36А равнялась 454 кг. От размещения бомбы по оси самолета отказались, так как в этом случае пришлось бы применять дополнительное устройство для выброса ее за пределы диска ометания винта.
Но главным отличием пикировщика являлись тормозные щитки, размещенные на верхней и нижней поверхности крыла. Аэродинамические тормоза в виде пластин с прорезями выпускались тросовым механизмом при входе самолета в пикирование, устанавливаясь перпендикулярно поверхности крыла. В обычном же полете они укладывались заподлицо в выемки крыла. "Мустанг" обладал прекрасной аэродинамикой. На пикировании он разгонялся чрезвычайно быстро. Это было хорошо для истребителя, но плохо для пикировщика. Во-первых, у пилота не хватало времени прицелиться - высота менялась слишком быстро, особенно если учесть, что до входа в пикирование он вообще не видел цели, закрытой длинным носом самолета. Во-вторых, чрезмерно разогнавшийся пикировщик мог просто развалиться от перегрузок при выходе из пикирования. "Мустанг" на пикировании мог дойти до скорости 800 км/ч, но это было чревато возможным разрушением воздушным потоком. Вот для того, чтобы удержать скорость пикирования в приемлемых пределах, и понадобились щитки.
А-36А стал тяжелее предыдущих модификаций; нормальный взлетный вес равнялся 3800 кг, а максимальный - 4858 кг. Соответственно уменьшилась и максимальная скорость - до 570 км/ч без бомб и 495 км/ч с двумя бомбами по 227 кг. Свою роль здесь сыграло и увеличение аэродинамического сопротивления за счет тормозных щитков и бомбодержателей. Оба фактора сказались и в уменьшении дальности полета до 880 км, а практического потолка до 7655 м.
Но хорошим пикирующим бомбардировщиком "Инвейдер" не стал. Даже при выпущенных тормозных решетках он все равно разгонялся слишком быстро. Поэтому отвесное пикирование на А-36А запретили. Бомбометание осуществляли лишь при углах не более 60╟.
Первый пикирующий бомбардировщик облетали 21 сентября 1942 г. Весь заказ был выполнен к марту следующего года. Один из последних самолетов подарили для изучения англичанам.
Этими машинами укомплектовали две авиагруппы (полка) в Северной Африке. В апреле 1943 г. первую партию самолетов доставили на аэродром Расель-Ма в Марокко. Она предназначалась для 27-й группы из трех эскадрилий (522-й, 523-й и 524-й), которую перевооружили на А-36А прямо на фронте. Но переучивание завершилось слишком поздно, бои в Тунисе уже закончились капитуляцией немцев. Однако война продолжалась. Первой боевой операцией для А-36А стал налет 6 июня 1943 г. на береговые батареи противника на острове Пантеллерия. Самолеты заходили на цель четверками на высоте около 2500 м, выпускали тормозные щитки и с полупере-ворота входили в пикирование. Скорость при этом удерживалась в пределах 480 - 500 км/ч. После сброса бомб летчики выполняли выход из пикирования примерно на 1200 м.
От боя с истребителями противника А-36А старались уклониться, уходя на высокой скорости. Если же схватка становилась неизбежной, пикировщики уходили на высоту около 2500 м, где могли в полной мере использовать возможности машины. Прочная конструкция позволяла им выдерживать значительные повреждения, удерживаясь в воздухе.
При благоприятных условиях "Инвейдер" мог пустить в ход свое мощное вооружение и как атакующая сторона. Он мог успешно действовать против тихоходных и неуклюжих бомбардировщиков, летающих лодок и транспортных самолетов. Иногда А-36А использовали для прикрытия судов и кораблей, сопровождения бомбардировщиков и транспортников, когда не хватало истребителей. По американским данным, на счету А-36А 101 уничтоженный самолет противника (84 в воздухе и 17 на земле).
А-36А вывели из строевых частей ВВС армии США к началу 1945 г. За период участия в боевых действиях они совершили в общей сложности 23 373 боевых вылета, сбросили на врага около 8000 т бомб. Противником были сбиты 177 А-36А.
ЛТХ:
Модификация А-36А
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 9.83
Высота, м 3.71
Площадь крыла, м2 21.91
Масса, кг
пустого самолета 2998
взлетная масса 4536
Тип двигателя 1 ПД Allison V-1710-87
Мощность, л.с. 1 х 1325
Максимальная скорость , км/ч 573
Крейсерская скорость , км/ч 402
Практическая дальность, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 1
Вооружение: шесть 12.7-мм пулеметов
454 кг бомб (обычно 2х227)
Модель этого самолета выпускалась ранее фирмами MPM (Condor), High Planes, Model News Company. Все это было достаточно хреновым шортраном. Коробки этих моделей показаны ниже:
В этом году появилась давно заявленная модель от Brengun, как обычно в двух упаковках: Для самолетов USAF и для самолетов RAF.
Упакованы модели в сравнительно небольшие коробки с боковым клапаном.
Модель мультимедийная и содержит в себе три литника из светло-коричневого пластика, одного литника из прозрачного пластика, одной смоляной детали, небольшой платы фототравления. Качество изготовленя очень прилчное, хорошо проработан интерьер и экстерьер. Деталировка хорошая. Расшивка - внутренняя, равномерно тонкая. Как влазит в чертежи - не знаю.
Инструкция на одном листе, черно-белая, подробная и понятная. Декаль хорошего качества, сильно-блестящая на целую кучу вариантов - 6 шт.
Остальное - фото плз.
Автор mjusolov