Прототип, обозначенный Не 112 V1, походил на сильно уменьшенный в размерах ╚Блитц╩. Плавные обводы фюзеляжа, эллипсовидная форма крыла и оперения придавали новому истребителю весьма элегантный вид.
Единственным шагом назад стала открытая кабина, сделанная таковой в соответствии с пожеланиями летчиков. Самолет впервые поднялся в воздух 1 сентября 1935 года под управлением шеф-пилота фирмы ╚Хейнкель╩ Герхарда Ничке.
В октябре совместные испытания возобновились, но в них приняли участие уже не два и не три, а четыре прототипа. Вилли Мессершмитт неожиданно для многих представил на конкурс свою разработку под индексом Bf 109 V1. Рассказывать об этой машине нет смысла: что такое Me 109, знают все. С самого начала основная борьба развернулась между ней и изделием Хейнкеля. Остальные конкуренты сразу отошли на второй план.
Эксперты Министерства авиации долго не могли остановить свой выбор на каком-то одном прототипе.
Для начала и Мессершмитту и Хейнкелю заказали постройку пятнадцати предсерийных машин с целью проведения развернутых войсковых испытаний.
Второй экземпляр Не 112 V2 совершил первый полет в ноябре. Он отличался от предшественника маркой двигателя: на V1 стоял английский мотор Роллс-Ройс ╚Кестрел╩ мощностью 695 л.с, а на V2 - немецкий 640-сильный Юнкерc ╚Юмо╩ 210, ставший впоследствии стандартной силовой установкой для всех модификаций истребителя. Кстати, такую же замену в соответствии с требованием заказчика надлежало произвести и Мессершмитту. Чтобы снижение мощности не сказалось на скоростных характеристиках, Хейнкель слегка уменьшил площадь и размах крыла.
Но вернемся к герою нашего повествования Не 112. Неудача весенних испытаний еще не поставила крест на этой машине. Ее решили оставить в качестве запасного варианта на тот случай, если по какой-то неожиданной причине придется отказаться от программы Bf 109. За Хейнкелем сохранили заказ на 15 самолетов ╚нулевой╩ серии. Первые из них фактически продолжали ╚линейку╩ прототипов, в каждый из которых конструктор вносил те или иные улучшения.
На Не 112 V3 изменили форму тоннеля радиатора и установили вооружение, состоящее из двух синхронных пулеметов по бортам фюзеляжа, под капотом. Позже самолет оборудовали закрытым сдвигающимся назад фонарем, но его конструкцию признали неудачной, и на последующих трех экземплярах кабина вновь стала открытой.
Не 112 V4 (другое обозначение Не 112 АО) оснащался форсированным двигателем ╚Юмо╩ 210Da, мощность которого можно было краткосрочно, в течение пяти минут, повысить до 695 л.с. Кроме того, снова изменилась форма крыла, получив более изогнутую переднюю кромку и округлые законцовки. Пулеметы на самолете отсутствовали.
V5 во всем походил на V4, но только - с вооружением. С этой машиной Хейнкель решил выйти на международный рынок. Весной 1937 года самолет продемонстрировали японской военно-морской делегации, посетившей Германию для ознакомления с перспективными образцами авиатехники. Японцы проявили интерес и решили приобрести истребитель для более детального изучения. В марте 1937 года V5 морем отправили в Японию.
Следующий образец V6 был вместо пулеметов вооружен 20-миллиметровой автоматической пушкой ╚Рейнме-тапл Борзиг╩ MG C/30L, размещенной в развале блоков цилиндров и стрелявшей сквозь полый вал винта. Самолет появился на свет в июле 1936 г Вскоре немецкое министерство авиации решило использовать вспыхнувший в Испании мятеж генерала Франко и последовавшую за ним гражданскую войну в качестве полигона для ╚обкатки╩ новых типов боевых самолетов и тактики их применения. В соответствии с этим решением в ноябре 1936-го за Пиренеи отправились три прототипа Bf 109 и ╚Хейнкель╩ 112V6.
В начале декабря все четыре машины прибыли в испанский порт Кадис, откуда их доставили на аэродром Таблада под Севильей. Самолеты включили в состав 88-й истребительной эскадры легиона ╚Кондор╩, состоявшего из немецких добровольцев и вооруженного германским оружием. ╚Хейнкель╩ оказался единственным пушечным истребителем не только в легионе, но и во всей франкистской авиации. Поэтому его решили использовать в качестве штурмовика против наземных целей. Совместно с пикировщиками ╚Юнкере╩ Ju 87A и ╚Хеншель╩ Hs 123 он стал наносить удары по республиканской автобронетехнике, полевым укреплениям и артиллерийским позициям.
Прототип Не 112 V7 отличался от своих предшественников буквально всем: крылом, фюзеляжем, оперением, двигателем. Размах крыла в третий раз сократили, так что он стал даже меньше длины фюзеляжа (весьма смелое и неординарное для тех лет решение. Столь коротким крылом не обладал ни один серийный боевой самолет вплоть до появления реактивных машин). Полностью изменилась форма киля и стабилизатора. Заметно увеличилась площадь руля поворота. Исчез закабинный гаргрот, а саму кабину впервые в мировой практике накрыли прозрачным каплевидным фонарем с круговым обзором. Единственное, чему остался верен конструктор, это овальная форма крыла и схема ╚обратная чайка╩. Причем, на V7 очертания крыла вплотную приблизились к ╚чистому╩ эллипсу.
На самолет установили новый перспективный мотор ╚Даймлер-Бенц╩ DB 600A мощностью 950 л.с, позволявший достичь высоких скоростей. Однако те же двигатели стояли на бомбардировщиках Не 111, программа строительства которых считалась приоритетной. Хейнкелю недвусмысленно дали понять, что для своих истребителей он таких ╚движков╩ не получит. В результате волей-неволей пришлось возвращаться к маломощному ╚Юмо╩ 210. Правда, с ╚Даймлер-Бенцем╩ успел полетать еще один экземпляр - V8, сделанный по ╚старой╩, то есть аналогичной V4-V6 схеме.
Не 112 V9 (другое обозначение - Не 112 В-0) нес исключительно мощное для своего времени вооружение: два синхронных пулемета MG 17 с боекомплектом по 500 патронов на ствол и две 20-миллиметровые пушки ╚Эрликон╩ MGFF в консолях крыла с боезапасом по 60 снарядов. Серийные ╚Мессершмитты╩ Bf 109 В тогда были вооружены всего двумя пулеметами. Кроме огневой мощи, новый ╚Хейнкель╩ превосходил ╚Мессершмитт╩ по скорости (на 40 км/ч), скороподъемности и потолку. И это при том же самом двигателе! Самолет, в отличие от Bf 109, имел отличный обзор и унаследованную от предыдущих модификаций высокую устойчивость на рулежке. Правда, увеличение нагрузки на крыло привело к некоторому ухудшению маневренности и взлетно-посадочных характеристик.
По совокупности тактико-технических данных Не 112 В-0 выглядел гораздо лучше ранних модификаций ╚Мессершмитта╩ в роли перехватчика, то есть в той самой роли, которую предусматривала спецификация 1934 года. Но только появился он слишком поздно. Bf 109 к тому времени выпускался серийно, и никто не собирался ради новой машины ломать отлаженный производственный цикл. Тем более, что ╚мессер╩, как уже говорилось, оказался дешевле, технологичней и проще, чем Не 112. Вдобавок Bf 109 был более универсален, а его конструкция обладала значительным потенциалом для дальнейшего совершенствования.
Испанские националисты (франкисты) приобрели 19 ╚Хейнкелей╩ в модификациях В-1 и В-2, различавшихся маркой двигателя. На В-1 стоял карбюраторный ╚Юмо╩ 210Е, а на В-2 - ╚Юмо╩ 210G с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Первые две машины прибыли в ноябре 1938-го, а остальные - в начале января 1939-го. Из них сформировали новую истребительную группу (Grupa de Casa 5-G-5), состоявшую из двух эскадрилий, под командованием команданте Хозе Муньос Хименеса. Группу укомплектовали опытными пилотами, ранее летавшими на ╚Фиатах╩ CR-32 и ╚Хейнкелях╩ Не-51.
Гораздо более короткой и менее интересной оказалась служба Не 112 в Венгрии. В июне 1938 года, после визита на фирму Хейнкеля мадьярской делегации, военное министерство Венгрии заявило о готовности приобрести 36 экземпляров Не 112. Но эти планы остались нереализованными. В начале 1939-го в страну попало всего четыре машины, одна из которых почти сразу разбилась в демонстрационном полете. От остальных закупок вскоре отказались, посчитав, что ╚Юмо╩ 210 - устаревший и недостаточно мощный мотор для истребителя, а продавать самолеты с ╚Даймлер-Бенцами╩ Хейнкелю не разрешили. Также не воплотились в жизнь замыслы организовать в Венгрии лицензионное производство Не 112. Полученные три ╚Хейнкеля╩ включили в состав венгерских ВВС, но в боевых действиях они не участвовали, а использовались только в качестве учебных. К 1944 году их списали из-за поломок и физического износа.
Единственной страной, активно применявшей Не 112 во Второй Мировой войне, стала Румыния. Румынские королевские ВВС закупили всего 30 таких истребителей, но повоевали они, как говорится, ╚на всю катушку╩.
Оценка Не 112 со стороны румынских фронтовых пилотов была не высокой, но это частично объясняется спецификой их боевого применения. Самолетам, не имевшим брони и протекторов на топливных баках, приходилось, неся тяжелые потери, штурмовать наземные объекты. Положение усугублялось высокой уязвимостью двигателей жидкостного охлаждения и расположением бензобаков в крыле, что увеличивало площадь поражаемой поверхности. В воздушных боях ╚Хейнкели╩ дрались с советскими истребителями примерно на равных, но не стоит забывать, что их противниками были только старые И-16.
Подводя итог, можно сказать, что ╚Хейнкель 112╩ далеко не самый худший боевой самолет своего времени, однако выбор ╚Мессершмитта╩ в качестве основного истребителя для Люфтваффе все же недо признать правильным. А ╚Хейнкель╩ сыграл отведенную ему историей эпизодическую роль, навсегда оставшись в тени более удачливого и удачного конкурента.
Всего с 1935 по 1939 гг. было построено 98 экземпляров ╚Хейнкелей 112╩, включая 15 прототипов и машин серии А-0.
Это древняя модель известной Чешской фирмы, одна из первых новой линейки пластика. Ранее RS выпускала только смоляные модели. Как обычно вышла сразу в нескольких видах комплектации. Недавно модель была перевыпущена. Ниже приведены коробки всех известных мне вариантов комплектации.
До RS модель этого самолета с конца 60-х выпускала фирма Heller. Эта модель до сих пор выпускается в Аргентине.
Представляемая мной модель упакована в непрочную картонную коробку с боковой загрузкой. На верхней стороне симпатичная полиграфия, на нижней - несколько фотографий самолета и элементов его конструкции.
В коробке находятся:
качественный пластик, фтотравление из латуни для набивки интерьера и экстерьера, смоляные детали, вакуумный фонарь, инструкция и декаль. К особенностям модели относятся съемные панели капота и, соответственно смоляной мотор DB600A.
Остальное на фото:
Должен сообщить, что в моделях перевыпуска деталировка изменена и фонарь дан литым.
Фото готовой модели: