Новая версия "Спитфайра" получила обозначение Mk.V Индекс Mk.IV был зарезервирован за другой разработкой - самолетом с двигателем "Роллс-Ройс" новой серии - "Гриффон", на основе которого впоследствии был создан серийный "Спитфайр" Mk.XII.
"Пятерка" оказалась как нельзя кстати. На фронте в это время появилаь новая модификация немецкого истребителя "Мессершмитт" Bf 109F На больших высотах (более 11 000 м) он был недосягаем, впрочем, и на малых высотах "Спитфайры" прежних модификаций существенно уступали "немцу".
Первый опытный Mk.V был собран на базе серийной "единички" (заводской номер N3053). Новый двигатель потребовал усиления моторамы и нового маслорадиатора большей производительности, который теперь имел не полукруглое, как ранее, а круглое сечение. Новую модификацию быстро освоили в производстве. Первоначально установку двигателей на самолеты осуществляла только фирма "Роллс-Ройс" на принадлежащем ей заводе, но чуть позже в это включились другие компании, участвующие в программе по выпуску "Спитфайров". Совместными усилиями было переоборудовано 154 машины.
В марте 1941 г. "пятерку" стали производить и авиазаводы фирмы "Супермарин", сворачивая пoстепенно выпуск "единичек" и "двоек". Мощность нового двигателя позволяла этим машинам сделаться достойными противниками Bf 109.
К декабрю 1941 года было произведено свыше 1700 новых "Спитфайров", которые практически вытеснили из боевых эскадрилий первой линии истребители устаревших модификаций.
"Пятерка" выпускалась длительное время. 6500 самолетов, не считая переоборудованных машин первых модификаций, - таково общее количество "Спитфайров" этой модели, произведенных авиазаводами для английских ВВС.
Все это время она постоянно модифицировалась. Самолеты с крылом типа "А" строила только фирма "Супермарин" (94 экземпляра). С октября истребители этой модификации стали выпускать с крылом типа "В". Приблизительно тогда же начали осваивать так называемое "универсальное" крыло типа "С", разработанное еще для Mk.III. В нем можно было устанавливать либо четыре 20-мм пушки, либо четыре пулемета и две пушки, с увеличенным в два раза боезапасом (120 снарядов на ствол вместо 60).
На вновь строящихся самолетах устанавливали и новое, с выносом колес вперед, шасси.
У первых модификаций "Спитфайров" при маневрах на больших скоростях полотняную обшивку элеронов "отсасывало" от каркаса, что серьезно ухудшало их летные качества (эффективность снижалась на 65%). Поэтому на "пятерках" полотняную обшивку заменили металлической.
Изменилась и форма сдвижной части фонаря, ее сделали более выпуклой - для улучшения обзора из пилотской кабины. Более аэродинамически совершенными стали и выхлопные патрубки типа "рыбий хвост".
"Пятерки" последних серий (выпуска 1943 г.) отличались от предыдущих моделей еще и круглым зеркалом заднего обзора в специальном обтекателе (вместо прямоугольного), внутренним бронестеклом ветрового козырька с плоскими боковыми стеклами (для уменьшения искажений), индивидуальными выхлопными патрубками (взамен сдвоенных), потайными заклепками обшивки всего планера.
ЛТХ:
Модификация Spitfire Mk.V
Размах крыла, м 11.23
Длина, м 9.12
Высота, м 3.48
Площадь крыла, м2 22.50
Масса, кг
пустого самолета Va/Vc 2250 / 2313
нормальная взлетная Va/Vc 2829 / 3078
максимальная взлетная Vc 3810
Топливо, л
внутреннее 386 + 136.182
дополнительные баки 409
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royсе Merlin 45,50,55
Мощность, л.с. 1 х 1585 (1470)
Максимальная скорость , км/ч 605
Практическая дальность, км 1826
Боевая дальность, км 726
Максимальная скороподъемность, м/мин 1653
Практический потолок, м 11278
Экипаж 1
Вооружение: Va - восемь 7,69-мм пулеметов Browning с 350 патронами на ствол.
Vb - две 20-мм пушки с 60 снарядами на ствол и четыре 7,69-мм пулемета с 350 патронами на ствол.
Vc - обычно типа "b" но со 120 снарядами на ствол,некоторые с четырьмя 20-мм пушками.
LF.V - тип "b" с 60 или 120 снарядами для пушек,что зависело от исходной модификации из которой его переделывали.
Бомбы: Vb и Vc - две по 113-кг или одна 227-кг бомбы.
Это очередная переделочная модель Фикса. Базируется она на единичке 2009 года, которая была быстро переиздана в варианте Ia/IIa.Коробки представляю:
Представляемая модель упакована в стандартную картонную коробку с верхней загрузкой. Полиграфически коробка очень прятно изготовлена и привлекает внимание. Сама модель упакована в запаянный пакет. Всего три литника. Качество изготовления очень хорошее, ни облоя, ни утяжин я не заметил.
Обычным недостатком всех новыъх моделей Аирфикса относят слишком глубокую и широковатую расшивку, большую толщину накладных панелей и толстое остекление, что приводит к некоторому утрированию моделей. Все это присутствует в данной модели в полном объеме. Для реализации варианта Va допавлен еще один литник с другим винтом, коком, маслорадиатором и выхлопными патрубками.
Инструкция на одном листе, подробная и полноцветная. Декаль качественная, итальянская. Смещения цветов не имеется.
Несмотря на название, на самом деле, из набора можно собрать варианты IIa и Va. Декали даны на оба варианта. Варианты подтверждены многочисленными фото в Интернете.
Остальное на фото.
Автор mjusolov